Архивы

Март

2 марта

195 лет со дня рождения русского писателя, педагога Константина Дмитриевича Ушинского (1824–1871). Произведения: рассказы, сказки «Дети в роще», «Четыре желания», «Лес и ручей», «Ветер и Солнце», «Спор животных», «Сумка почтальона», «Плутишка кот», «Лиса и козел», «Храбрая собака», «Лиса Патрикеевна», «Бишка», «Васька» и др.

Несколько интересных фактов биографии… »

Ушинский Константин Дмитриевич прославился в первую очередь как российский основоположник педагогики, а потом и как писатель. Однако жизнь этого талантливого человека не была долгой, болезнь забрала у него все силы, он торопился работать и сделать для других как можно больше.
Константин Дмитриевич родился в дворянской семье 2 марта 1824 года. Все детство и отрочество будущего педагога прошли в усадьбе на берегу Десны.
В 1835 году, когда Константину пошел двенадцатый год, его мама умерла.
Спустя некоторое время после смерти матери Ушинский поступил в местную гимназию, благодаря домашней подготовке он был зачислен сразу в третий класс. В обучении же молодой Ушинский не отличался особым прилежанием. Обладая огромными способностями, он редко выполнял домашние задания, довольствуясь повторением пройденного прямо перед занятиями. Все свободное время мальчик предпочитал посвящать прогулкам и чтению.
В 1840 году он успешно выдержал все проверки и оказался в рядах студентов юридического факультета.
Блестяще учась, Ушинский не забросил своего знакомства с художественной литературой. На русском он предпочитал читать Пушкина, Гоголя и Лермонтова, на французском – Руссо, Декарта, Гольбаха и Дидро, на английском – Милля и Бэкона, на немецком – Канта и Гегеля. Наряду с этим будущий педагог страстно увлекался театром, визиты в который считал для себя обязательными.
В 1844 году Константин Ушинский окончил юридический факультет  Московского университета. Несмотря на молодой возраст, Константин Дмитриевич был назначен  в Демидовский юридический лицей, расположенный в Ярославле, на должность исполняющего обязанности профессора камеральных наук на кафедре государственного права, законоведения и финансов.
Однако его блестящая карьера очень быстро прервалась – в 1849 году. Ушинского уволили за «беспорядки» среди студенческой молодежи, этому поспособствовали его прогрессивные взгляды.
В 1854 году Константин Ушинский начинает работать учителем, потом инспектором Гатчинского сиротского института, где он проявляет себя как прекрасный педагог, знаток основ воспитания и образования.
В 1857-1858 годах в России возникли первые печатные издания для преподавателей. Известный русский педагог Александр Чумиков пригласил Константина Дмитриевича работать в основанном им «Журнале для воспитания». Одной из первых работ Ушинского была статья «О пользе педагогической литературы», в которой он облек в четкие формулировки продуманные им за долгие годы мысли и идеи. Его работа развивала новые взгляды на методы воспитания в стране, обличала чиновников от просвещения, видевших проявление вольнодумства в каждой новаторской затее.
В 1859 году он получает должность инспектора Смольного института благородных девиц. В этом известном заведении в то время процветала атмосфера заискивания и угодничества. Все обучение проводилось в духе христианкой морали, что в итоге сводилось к привитию светских манер, преклонению перед царизмом и минимуму реальных знаний.
Ушинский сразу провел реформирование института: несмотря на сопротивление реакционных педагогов, он ввел новый план обучения. Теперь главным предметом стал русский язык и литература, а также естественные науки. На уроках физики и химии он ввел опыты, так как эти наглядные принципы обучения способствовали лучшему усваиванию и пониманию тем.
Интересным решением было введение им двухлетнего педагогического класса сверх общеобразовательных семи классов, чтобы воспитанницы лучше подготовились к полезному труду. Он также вводит в практику педагогической работы конференции и совещания для учителей. Воспитанницы же получают право отдыхать на каникулах и в праздники у родителей.
Полный планов, под наплывом новых идей научного характера Ушинский побывал в Швейцарии, Италии, Бельгии, Франции, Германии. Праздное развлечение и отдых были ему чужды, везде он посещал учебные заведения – детские сады, приюты, школы.
В 1862 году его увольняют из Смольного института. А потом  правительство отправляет его за границу в длительную командировку для изучения европейского женского образования.
За границей Константин Дмитриевич сумел написать уникальные труды – учебные книги «Детский Мир» и «Родное Слово». Их успех после издания в России был ошеломительным. Во-первых, книги Ушинского являлись первыми в стране учебниками для начального обучения. Во-вторых, они распространялись по общедоступной цене. В-третьих, учебники были понятны детскому сознанию. До этого не существовало книг для детей, доступных детям. Впервые ребятишкам из глухой провинции предлагали не зубрежку маловразумительных слов, а понятные и интересные рассказы о хорошо известном им мире – о природе и о животных.
Вслед за двумя книгами он выпустил «Книжку для учащих» – особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному Слову». Данное пособие по преподаванию родного языка до 1917 года выдержало более 140 изданий.
Живя за границей, Ушинский задался целью написать общедоступную антропологическую книгу, заключающую в себе упорядоченное собрание всех сведений о природе человека.  В конце 1867 года он выпустил в свет первый том своего основного жизненного труда, названного им «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». В 1869 году появился второй и последний том. Данное сочинение является единственной в мировой педагогической литературе антропологической энциклопедией.
В последние свои годы он выступал как общественный деятель. У него вышло много статей о воскресных школах и о школах детей ремесленников, он также был участником педагогического съезда в Крыму. В 1870 году в Симферополе он побывал в нескольких учебных заведениях и с охотой встречался с учителями и их воспитанниками.
В 1867 году он вернулся на Родину из Европы и через несколько лет, в 1871 году (по новому стилю), умер, ему было всего 47 лет.

3 марта

90 лет  со дня рождения русской  писательницы, переводчика Ирины Петровны Токмаковой (1929-2018). Произведения: повести-сказки «Аля, Кляксич и буква “А”», «Может, Нуль не виноват?», «Сказка про Сазанчика»; стихотворения «Времена года», «Карусель», «Весело и грустно»; пьесы «Женька-совёнок», «Заколдованное копытце» и др.

Несколько интересных фактов биографии… »

Ирина Петровна родилась 3 марта 1929 года в Москве. Отец Петр Мануков (Манукян) работал инженером-электротехником. Мама Лидия Дилигенская – по профессии педиатр, заведовала столичным «Домом подкидышей».
Поэзией в семье «болел» папа – очень любил творчество Пушкина. Часто сажал маленькую Иру на коленки и декламировал стихи. Отец и тетушка разговаривали с детьми и на русском, и на армянском языках. Наверное, поэтому языки давались Ирине легко. В школе с удовольствием учила немецкий, увлеклась английским. А еще девочке легко давалась рифма, и как-то незаметно для себя она стала писать стихи.
На филологический факультет МГУ девушку взяли без экзаменов благодаря золотой медали. Столь же блестяще, с отличием, окончила вуз и поступила в аспирантуру. В период учебы в аспирантуре Ирина работала гидом-переводчиком. Однажды к ней в группу попал турист из Швеции. Гость приятно удивился тому, что Токмакова знает его родной язык (второй язык в вузе), любит шведскую поэзию. По приезде на родину он отправил новой знакомой сборник шведских народных песен. Ирина тут же перевела несколько и стала читать маленькому сыну. Супруг втайне отнес переводы стихов в детское издательство, и скоро их напечатали: в 1961 году вышла первая книга Токмаковой «Пчелы водят хоровод». Воодушевленная Ирина забросила диссертацию и стала не только переводить дальше, но и писать собственные стихи.
Самуил Яковлевич  Маршак рекомендовал Ирину Токмакову в Союз писателей. К этому времени уже вышла ее первая книжка – сборник стихов «Деревья», иллюстрировал которую Лев Токмаков. Затем были «Времена года» (1962), «Звенелки» (1963).
В 70-х появляются первые экранизации работ Ирины Токмаковой: мультфильмы «Загадочная планета» (по пьесе «Звездоход Федя», 1974), «Ростик и Кеша» (1979).
Творчество Ирины Петровны зачастую несет образовательную функцию. С этими стихами детвора и сегодня  легко заучивает алфавит, счет, знаки препинания.
В 80-е годы автор больше обращается к прозе. Одна  за другой выходят из-под ее пера повести «И настанет веселое утро», «Маруся еще вернется», «Счастливо, Ивушкин». Их главными героями становятся добрые отважные ребята, которые ценят дружбу и верят в то, что добро побеждает зло.
Велик вклад Ирины Петровны в переводную литературу. На ее счету такие переводы, как «Питер Пэн» Джеймса Барри, «Мио, мой Мио» Астрид Линдгрен, сказки о муми-троллях Туве Янссон, «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлеф  и другие. А вот с современными фэнтези-произведениями работать отказывалась.
«Число его (жанра) читателей и поклонников огромно, но вот пользы от чтения фэнтези я не вижу, а вред есть. Это – уход от реальной жизни», – говорила она.
Ирина Петровна Токмакова умерла 5 апреля 2018 года и похоронена рядом с супругом на 1-м участке Армянского кладбища.

3 марта

80 лет  со дня рождения русской писательницы Ирины Михайловны Пивоваровой (1939–1986). Произведения: рассказы, повести «Верная собака Уран», «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса», «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 “А”»; стихотворения «Венок из колокольчиков», «Лесные разговоры», «Жила-была собака» и др.

Несколько интересных фактов биографии… »

Ирина – уроженка Москвы, появилась на свет 3 марта 1939 года.
Ее отец работал врачом и всегда мечтал о медицинской карьере для дочери. Ее же интересовало творчество, поэтому она стала студенткой столичного текстильного института, поступив на факультет «Прикладное искусство». По окончании учебного заведения девушка несколько лет работала художником по костюмам на киностудии «Мосфильм».
На киностудии девушка встретила Виктора Пивоварова – своего будущего супруга. Ирина внезапно для себя и окружающих начала писать произведения для юных читателей, а Виктор рисовал к ним иллюстрации. Поначалу рассказы молодой писательницы печатались в небольших, малоизвестных журнальчиках. Лишь после публикации стихотворений в знаменитых «Веселых картинках» Ирина Пивоварова стала известной.
Рассказы, повести и стихи Ирины Пивоваровой пользовались огромной популярностью у детей поколения 1960-х, 1970-х, 1980-х годов. Психологически верные, заразительно юморные, самобытные и оригинальные «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса», повести «Старичок в клетчатых брюках», «Рассказы Павлика Помидорова, брата Люси Синицыной», «Однажды Катя с Манечкой», «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 “А”» внесли в детскую литературу «девчачий» стиль написания.
Из-под пера Ирины Пивоваровой вышел также сборник стихотворений «Школьное окно», иллюстрации к которому были сделаны самой писательницей. В нем различными голосами заговорили предметы, составляющие атмосферу школьного бытия: Стол, Промокашка, Пенал, Мел, Ластик, Звонок. Потеснив домашние игрушки, эти предметы прочно вошли в жизнь ученика младших классов («Одна лошадка белая», «Жирафа и очки»).
На стихи Ирины Пивоваровой сложено много песен, в 1984 году фирмой «Мелодия» была выпущена в свет грампластинка «Только для детей», в которой Ирина читала юным слушателям свои стихотворения.
Жизнь любимого детского автора оборвалась рано, в 1986 году. Пивоварова Ирина, биография которой завершилась на самом творческом пике, умерла в 47-летнем возрасте.

6 марта

90  лет  со дня рождения русского писателя   Фазиля Абдуловича Искандера (1929–2016). Произведения: повести и рассказы «Детство Чика», «Ремзик», «Первое дело», «Дедушка», «Тринадцатый подвиг Геракла»; роман «Сандро из Чегема» и др.

Несколько интересных фактов биографии… »

Фазиль Абдулович родился весной 1929-го в Сухуми. Мать писателя – абхазка, родом из поселка Чегем. В девятилетнем возрасте Фазиль остался без отца – того выслали в Иран, и больше они не виделись. Будущего писателя вырастили мамины родственники. Произведения писателя – во многом иллюстрация его собственной биографии, поэтому Искандер не писал мемуаров.
Фазиль с отличием окончил русскую школу, по окончании которой поехал в Москву поступать на философский факультет университета. Историю о том, как золотой медалист не прошел в МГУ, оскорбившись замечаниями экзаменаторов насчет национальности, писатель изложил в фабуле рассказа «Начало».
Там же Фазиль пояснил, почему стал студентом Библиотечного института, откуда вскоре перевелся Литературный институт имени Горького.
Искандер окончил институт в 1954-м, но еще на студенческой скамье опубликовал первые стихи, полагал, что их и будет писать.
Всего Фазилем Абдуловичем выпущено девять поэтических сборников. В 1957-м опубликована первая книга – «Горные тропы». Позже, когда Искандер перешел на прозу, говорил, что сделал это под влиянием творчества Исаака Бабеля, когда понял, что нет разницы между поэзией и прозой.
Рассказы, романы и повести Искандера публиковались на страницах изданий «Смена», «Юность», «Неделя, «Костер».
Всесоюзную славу писатель приобрел после публикации в 1966 году повести «Созвездие Козлотура». Произведение через тридцать лет получило воплощение на киноэкране в одноименной комедии.
Повесть дважды выдвигалась на Государственную премию СССР по литературе, но неудивительно, что столь смелое описание эзоповым языком хрущевских «кукурузных опытов» признания тогда не получило.
Общественное признание получил рассказ о наивной и честной девушке «Софичка», социально-психологические повести «Морской скорпион» о судьбе интеллигенции и «Стоянка человека», в которой суровая и непреклонная бабушка – это бабушка Фазиля, вгонявшая семью в ужас тем, что открыто говорила то, что думала.
Творчеству Фазиля Искандера присущ особый стиль. Так, «Сандро из Чегема» – не просто роман, а цикл новелл, над которым писатель работал не одно десятилетие. У них нет общей сюжетной линии, но один главный герой. Красоты и людей малой родины Искандер воспел в рассказах «Сандро из Чегема».
Нет единой фабулы и у «Детства Чика». Герой новелл – мальчик по имени Чик, ребенок, но в перипетиях жизни решающий отнюдь не детские задачи и проходящий таким образом путь духовного становления.
Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» от начала и до конца пронизан юмором, но весьма поучителен.
Путем жизнеописания героев произведений Искандер рассуждал о таких понятиях, как честь, достоинство, уважение, справедливость. Писатель мастерски использовал аллегорию и гротеск. Царство змей в «Кроликах и удавах» – тоталитарное государство, Цветная капуста – надежда на светлое будущее.
Самый известный пересказ произведений Фазиля Искандера в кино – «Воры в законе» по мотивам рассказов «Чегемская Кармен» и «Бармен Адгур», опубликованных в 1986 году в журнале «Знамя».
Последние десятилетия жизни Фазиль Искандер провел в подмосковном Переделкино и желал, чтобы похоронили его там же.
Писатель умер от сердечной недостаточности в июле 2016 года.

 

15 марта

95  лет  со дня рождения русского писателя  Юрия Васильевича Бондарева (р. 1924). Произведения: повести «Батальоны просят огня», «Последние залпы»; роман «Горячий снег»; рассказ «Поздним вечером» и др.

Несколько интересных фактов биографии… »

Детство Юры, появившегося на свет 15 марта 1924 года в Орске, прошло в переездах – Урал, Средняя Азия, Оренбуржье, далее – Замоскворечье. Мать являлась для ребенка воплощением любви и нежности, Василий Васильевич – бесстрашия и стойкости. По вечерам читались книги, особенно русская классика, повлиявшая на развитие творческих способностей мальчика.
Поначалу предпочтение отдавалось иной профессии – моряка.
Но однажды все изменил урок литературы, на котором на весь класс прозвучало его лучшее сочинение о летних каникулах у дяди и двоюродного брата Сашки.
Учительница, заметив талант подопечного, рекомендовала заниматься писательством. И, последовав ее совету, он даже выпускал журнал в родной 516-й школе. Трепетные воспоминания о самом беззаботном времени получили воплощение в рассказе «Степь».
Но все прервалось с  началом Великой Отечественной войны.
В 17 лет был в числе тех, кто сооружал укрепления под Смоленском, затем – колхозный труд в степях Казахстана и в шахтах.
Военный путь состоит из Сталинграда, обернувшегося первым ранением, контузией и госпиталем; освобождения Киева и Житомира, принесшим второе увечье; битв в Карпатах, Польше и Чехословакии. Долгожданное победное 9 Мая младший лейтенант Бондарев  встретил в артиллерийском училище в Чкалове (сейчас – Оренбург). После демобилизации вопрос, чем заняться дальше, решил старый друг, увидевший тетрадь с набросками текста. Так Бондарев стал студентом Литинститута, который  позднее окончил с отличием.
В 1949-м в печать вышел первый рассказ «Поздним вечером».
Из-под пера появились пронзительные «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Юность командиров», «Последние залпы», «Берег», относящиеся критикой к «лейтенантской прозе».
Работал над сценарием эпического кинофильма «Освобождение», даже встречался с маршалом Жуковым для уточнения нюансов, а после получил Ленинскую премию.
В День Победы центральные каналы обязательно демонстрируют любимые военные ленты – как дань памяти павшим и живым, сражавшимся на поле боя. Среди них особое место занял сериал «Батальоны просят огня», снятый по одноименному произведению Юрия Бондарева, автором сценария которого  он же и  является.
Также в библиографии отдельное место занимает ряд статей, посвященных мыслям о красоте, поиске истины, сохранении ценностей.
За творческую деятельность отмечен 19 литературными премиями, из них Таврическая присуждена в 2016-м.
Читатели могут познакомиться с трудами автора на 70 языках мира.
Простая радость для него – «закат, рассвет, звездная ночь», чудесная смена времен года и окружающая действительность. Любимое хобби – охота и рыбалка. Еще одним увлечением является изобразительное искусство – в доме хранится богатая коллекция книг о живописи и альбомов с копиями известных картин.
Несмотря на то, что в молодости вступил в ряды ВЛКСМ и придерживался идей коммунизма, к религии и церкви относится с уважением, а храм называет домом, куда нужно входить с поклоном.
В 2018 году к 73-й годовщине Победы над фашизмом фронтовик дал редкое интервью, где поделился неизвестными фактами биографии, жизненными наблюдениями и воспоминаниями о военном прошлом, размышлениями о поступках человека и стоящем перед ним ежесекундном выборе.
Сейчас Юрия Васильевича нечасто увидишь на телевизионных экранах или в СМИ, общение с журналистами и фотографии, мелькающие на первых полосах газет или в Интернете – большая редкость.
В 2019-м  Юрий Бондарев готовится отметить 95-летний юбилей.